суббота, 28 июня 2014 г.

Мода двадцатых!!!

Это универсальное изобретение Томаса Бёрберри, сшитое в то время из водонепроницаемого габардина, женщины продолжали носить и в мирные 20-е годы.
МОДА – капризная, однако, дама.
Впрочем, именно дамы испокон веков понимали её с-полуслова.
Людовик-Солнце пытался это переменить – ну да его эпоха и осталась эпохой чудачества.
С другой стороны – вот сейчас, с высоты нашего двадцать первого века, взираем мы на эстетику столетней давности, и она нам кажется не меньшим чудачеством!




“Период 1919-1935 годов - переломный момент в истории моды. Именно в 1920-х годах в моду входят революционные тенденции - неестественная худоба и плоская грудь становятся эталонами женской фигуры. 
Яркий, вычурный макияж в сочетании с темно-коричневым загаром очень быстро становятся нормой европейских и американских модниц начала ХХ века. Необыкновенную популярность приобретают разнообразные аксессуары: от изощренных декоративных брошек и ниток жемчуга до сигарет в длинном мундштуке. 
Трендами этого времени становятся короткие стрижки, юбки чуть выше колена, глубокое декольте, разнообразные шляпки и туфли, украшенные пряжками и драгоценными камнями, и, конечно, джаз. 
Женщины «золотых двадцатых» стали массово водить автомобиль, курить в обществе, а так же увлеклись мужской модой: начали носить смокинги, брючные костюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок. 
В 1921 году появились духи «Шанель № 5», 
а вслед за ними, в 1926, - маленькое черное платье – самая знаменитая модель ХХ века. 

В моду входят орнаменты с изображением египетских мотивов: лотоса, скарабеев, Клеопатры, геометрические женские стрижки, напоминавшие египетские парики, платья удлиненного силуэта, ставшие популярными благодаря раскопкам гробниц Тутанхамона. Наряду с этими тенденциями в моде - китайский, африканский и русский стили. 

Со временем всех эти направления и стили оформились в стиль – «ар деко»” 

Что ж, посмотрим непредвзято на женщин и их вкусы в те памятные яркие годы джаза, дизеля, синематографа и абсента... Вперёд – в «Ревущие двадцатые»!

«Это были годы подъема, Европа оправилась от военных тягот. Экономический рост, развитие промышленности - все формировало стиль «золотых двадцатых». 
«Потерянное поколение», пережившее войну, спешило наверстать упущенное в бесконечных развлечениях. 
В 1921 году состоялся первый в мировой истории конкурс красоты». 

Знаток моды Евгения Ласкина пишет:
««Ревущие двадцатые»«золотые двадцатые»«сумасшедшие двадцатые»
как только не называли десятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Любой из этих эпитетов подчеркивал особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, переживших первую мировую войну, желанием жить на «полную катушку»,
получать наслаждение и веселиться так, словно каждый в душе уже понимал, что вскоре мир вновь окажется на «пороге беды».

20-е годы - это переломный период в истории мировой моды. Первая мировая война, оказавшая огромное влияние на формирование моды 20 века, провела четкую границу, отделив понятия, мода и стиль, свойственные 19 веку, от века двадцатого.



Военное время очень сильно повлияла на женское мировоззрение. Пока мужчины воевали, женщинам приходилось выполнять их обязанности и осваивать новые профессии.
Тяжелая работа на фабриках и заводах, уход за ранеными в госпиталях, рытье траншей, необходимость выполнять функции пожарных, полицейских и т.д., изменили женский характер. Меняясь внутренне, женщины менялись и внешне.



Дамская одежда, которую носили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема в военное время. Женщинам, работающим в тылу, нужны были удобные, функциональные вещи.
Из женского обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, платья и юбки –короче, замысловатые прически остались в прошлом.

Одежда, которую шили для военных, приживалась и в повседневной тыловой жизни. Например, плащ тренчкот («траншейное пальто»), хорошо известный и любимый и по сей день, был предложен в качестве обмундирования солдатам британской армии.
Это универсальное изобретение Томаса Бёрберри, сшитое в то время из водонепроницаемого габардина, женщины продолжали носить и в мирные 20-е годы.

 

Новый ритм послевоенной жизни продиктовал рождение нового стиля.
Женщины не хотели возвращаться к прежним модным стандартам. Их больше устраивал свободный силуэт платья - без корсета, укороченный, прямой, с мягкой заниженной талией, с застежками, перенесенными со спины на грудь, гораздо более удобный на работе, в городском транспорте, в очередях.
В 20-е годы получила широкое распространение новаторская застежка-молния»


 
Платья свободного покроя, шляпки-колокольцы
к слову - особого значения набирают пуговицы в отделке


Теперь - по конкретным проявлениям.
Скажем - Трикотаж
Этот материал стал модным открытием 20-х годов.
Непрестижная ткань, из которой еще в конце 19 века, шилось грубоватое белье, и мастерилась одежда простых людей из низов, взяла свое в веке 20-м. .


 
Из трикотажа стали делать буквально все – от купальников до пальто 
«...Электрические машинки и придуманная Фордом поточная линия совершили переворот в легкой промышленности. Стало возможно шить одежду массово, но это потребовало унифицирования покроя. Чтобы подходило как можно большему числу людей, покрой становился свободно-прямым, а крой геометричным в основе – так упрощалось движение ткани под лапкой швейной машины.
Впервые женские фигуры разделили на размеры и стали шить усредненные платья на все размеры с простыми деталями.»



«...Юбки стремительно поднимались и к 1925 году были самыми короткими – выше колена. Именно этот образ у нас ассоциируется с 20-ми годами по фильмам, хотя на деле эта мода была скоротечна – около трех лет.

Юбки были так коротки, что подвязки были видны практически официально.
В их изготовлении и украшении соревнуются специальные мастерские. Естественно, это требовало чулок совершенно нового типа.



Старые шерстяные черные уже не годились, в СССР в моде были телесные, а на Западе можно было заказать рисунок чулок - узор из кроссвордов и т.д. вплоть до фото жениха. Шелковые были многим не по карману, для чулок начали активно использовать искусственные волокна».

А чтобы защитить от уличной грязи тонкие и дорогие шелковые чулки телесного цвета, без которых был немыслим гардероб модницы 20-х годов, на них надевали специальные резиновые чехлы.

 

ремарка:
мало кто знает, но после второй мировой войны было не до производства чулок, а ведь женщины всегда хотят выглядеть на высоте, поэтому модницы находили трудоёмкий но зрелищный выход:
узоры швов чулка рисовались на ноге косметическим карандашём!
«Длина женских юбок становилась все короче и короче. В начале 1920-х годов модной считалась длина до щиколотки, в 1924 – 1925 годах подолы юбок приблизились к колену, а к 1927 году и вовсе приподнялись выше колен.

  
Платья двадцатых в диахронии

Любимой женской одеждой по-прежнему оставались платья, костюмы, пальто, но с обновленным свободным силуэтом.
Из обуви - элегантные туфельки на небольшом каблуке.



Костюмы 20-х годов, как и вся одежда, отличались мягкими прямыми линиями, в моде были плиссировка, мелкие складочки, причем, не только на юбках, но и на жакетах, а также декоративная отделка.

В 1921 году появились духи «Шанель № 5», а вслед за ними, в 1926-м, - маленькое черное платье – самая знаменитая модель ХХ века. Оно сразу стало символом истинной стильности и элегантности, не подвластной времени и идущей всем без исключения женщинам. Достаточно было одной детали, чтобы преобразить такое платье в деловой или вечерний наряд.

Габриель «Коко» Шанель, ее стрижка, духи, ее платья и бижутерия стали практически символами 20-х годов.


См. Биография Коко Шанель женщина-предприниматель

"Я училась играть, глядя, как танцует Марта Грэм, - позже говорила Брукс в интервью Кевину Браунлоу, а двигаться в кадре я училась, глядя на Чаплина"



А вот и другая звезда - роковая Марлен Дитрих
её образ немало повлиял на актёрские типажи Любови Орловой

Свои нюансы были в «стране секса, бокса и джаза» - Штатах.

«...Roaring twenties, ревущие двадцатые пришли на смену Невинному Веку (The Age of Innocence и Америка двадцатых, высвободившись из корсета и открыв рот, наблюдала как Томас Альва Эдисон правой рукой щучил начинающих киношников, а левой толкал-толкал-толкал научно-технический прогресс.
В двадцатых Америка словно сорвалась с цепи. И мода это отражала...»


неизвестная американка с мотоциклом

...Алкоголь, никотин и опиум сопровождали «золотую молодежь», как и гонки на автомобилях и полеты на аэропланах.
Культ авиаперелетов привел к появлению в модной одежде функциональных элементов профессионального костюма авиаторов, шоферов и т.п. - кожаные куртки, автомобильные краги, дамы в повседневной жизни носили даже лётные шлемы.


Амелия Эрхарт – первая американская женщина пилот,
совершившая кросс-континентальный перелет

Благодаря активным занятиям спортом, массажу, диетам женщины могли обрести новое тело — с узкими бедрами и совершенно плоской грудью. Те, кто не обладал требуемыми данными, наглухо перебинтовывали грудь, чтобы она не угадывалась под одеждой.


Макияж того времени «компенсировал» недостаток женственности (темные тени, черная подводка, темно-красная помада –любую женщину превращали в роковую красотку).



Появились цветные лаки для ногтей, эффектно сочетавшиеся с сигареткой в длинном мундштуке.
Модный силуэт назывался «труба» – потому что одежда напоминала балахон, струящийся от плеч к коленям, без всякого акцента на талии.



Открытые ноги, обнаженная спина и руки стали почти обязательными для истинной модницы. Очень модно обнажать спину до последнего позвонка, отправляясь на танцы до утра. В Чикаго даже ввели штрафы за излишнюю «обнаженку».

Всё было чересчур - и загар дотемна (даже купались в ваннах с раствором йода, чтобы стать красновато-коричневыми) - жемчуга на темной коже смотрелись шикарно.


специалистка по флэпперам Ольга Шевчук пишет:
«На протяжении двадцатых образ несколько раз менялся.
От летаргичной дамы начала 20-х – к загорелому, спортивному – garconne, появившемуся в 1925 и, наконец, femme fatale конца двадцатых.
Эти три образа соответствуют основным типажам женской внешности:
драматический, естественный, романтический».

Весьма заметно как тогдашние сударыни ринулись догонять мужское население...
Дамы массово коротко постриглись, стали водить автомобиль, курить в обществе, ходить в театры и рестораны без обязательного прежде спутника – мужчины;
носили одежду в мужском стиле: смокинги, брючные костюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок.

Уже в конце десятилетия состоялась первая свадьба, на которую невеста (британская актриса) надела брюки.

как вам вот такой взвизг феминизма?

"the it-girl" Клара Боу. С ней не желали работать стилисты!

а как всё невинно начиналось за каких-то десять лет до того...


...суфражистка...

Эмансипированные женщины 20-х годов стали делать короткие стрижки, заимствовать одежду из мужского гардероба, осваивать мужские профессии.

 
Женская униформа для мужских профессий

Они наравне с мужчинами участвовали в спортивных состязаниях, в ралли, садились за штурвал самолета.
А заодно добавляли в свой гардероб брюки, рабочие комбинезоны, лётные куртки. Словом, всю ту одежду, в которой можно было осваивать «мужское пространство».



Молодежь была помешана на автомобилях, аэропланах, гонках — и кожаные куртки, неотъемлемая часть формы авиаторов, — полюбились и вошли в моду вместе с лётными шлемами.


После выхода в 1922 году повести Виктора Маргеритта «La Garonne» («Гарсон» – «Мальчик») новая мода получила четкое определение.
Это литературное произведение, вызвавшее в обществе большой скандал, дало жизнь модному направлению, главенствующему в послевоенном мире.

Ольга Шевчук продолжает:
Даму 20-х назовут по-английски «flapper».
Стрижка «паж», сильно подведенные глаза, яркие губы, длинная нитка жемчуга на шее, подол платья чуть ниже колен.


Одно из значений слова flapper в разговорном английском языке –
это девушка, молодая женщина, являющаяся ветреной особой,
взбалмошная, без особых моральных устоев 

Эмансипированные девицы много курили, не ограничивали себя в алкоголе, слушали совершенно скандальную музыку – джаз, одобряли свободную любовь и даже сами водили автомобили.



И вот,
«Настала эра женщин с андрогинными телами 15-летних мальчиков.
Почти обязательная для того времени длинная нитка жемчуга (длина доходила до 2 метров) должна была лежать на груди абсолютно плоско,
даже намек на грудь считался предосудительным.» 




Длинные шевелюры впадают в немилость, взамен в моду входит стрижка «alla garconne» – по-мальчишески – которая оставляет открытой шею, а в холодный сезон сопровождается шляпкой в форме колокола.



Фетровый колоколец – шляпка-клёш, вообще была особо популярна. Летом такая шляпка могла быть сделана из соломки.
Впрочем, в 20-е годы существовало множество разновидностей причудливых шляпок, которые делались из различных материалов.

 

Носили кроме нее токи, канотье, береты.

Впрочем, для молодежи был характерен и «естественный» стиль

Мода призывала своих приверженцев кидаться из крайности в крайность: то дамы надевают брюки, то наряжались в такие платья, что непонятно дама оделась или разделась.



Модницы 20-х годов ХХ века не представляли жизни без развлечений, шампанского, сигарет, а также не видели себя без длинных нитей жемчуга, спадающих на плоскую грудь, и платьев с заниженной талией.

Про этот буйный дух беззаботной эпохи превосходно написал Ф.Скотт Фицджеральд. Отзвуки века джаза (1931)
Дамы сидели на изнурительных диетах, увлекались массажем, уделяли огромное количество времени спорту, в моде были теннис и гольф.

 

И все это с одной целью: сделать плечи — шире, бедра, наоборот, — уже, а грудь –совершенно плоской».

Наряды стали успортивленными и более облегающими. Приспособленными для танцев.
В мире бушевал чарльстон.






Тем не менее –
послевоенное поколение женщин поменялось не только внешне. Прежде всего, это были внутренние изменения. Появлялось все больше и больше работающих женщин, все прочнее укреплялось стремление 




Теперь об интиме :-)

Альфред Нойер(фотограф), Vintage Pin-Up, 1920е

Пижамы, пришедшие в Европу из Индии (и Китая – в виде кимоно), в 20-е были на пике популярности. Сначала в качестве спальной принадлежности их начали носить мужчины.
Но женщинам настолько приглянулась экзотическая одежда для сна, что они быстренько примерили её на себя и начали использовать довольно своеобразно.
В пижамах стало принято ходить на пляж.

 

Пляжная мода «сумасшедших двадцатых» была своего рода вызовом обществу. У женщин появились купальные костюмы, с вырезами на груди, обнажающие руки и ноги.



Правда, ткани, из которых шились купальники, были еще далеки от совершенства.
Но в отличие от пляжной моды начала века, когда женщина приближалась к воде одетой с головы до ног, мода послевоенного десятилетия, невзирая на тяжелый шерстяной и растягивающийся хлопковый трикотаж, дала женщинам возможность ощутить всю прелесть отдыха на воде.

 
И женщины с удовольствием наслаждались новизной ощущений, невзирая на недоуменные и осуждающие взгляды тех, кто новые тенденции категорически не принимал.

Стиль «Золотых двадцатых».

Макияж — копия кино-грима:


темные тени на веки, густая черная подводка глаз, темно-красная, вишневая помада, выбеливающая пудра.
Любая, даже самая скромная девушка, превращалась в роковую женщину.



Основной акцент макияжа двадцатых годов – глаза.
Перламутровые до бровей и растушеванные черные,
главное достигнуть «эффекта Пьерро», столь характерного той эпохе.

Шляпки и прически опускались к самым бровям.
Это естественным образом притягивало внимание к глазам. Поэтому сегодня у нас осталось ощущение, что глаза были сильно выделены.
(NB! самая тёмная часть это внутренний угол верхнего века, а не внешний. «Разлетающиеся» верхние веки это современность

 

Губы – в двадцатых носили очень темную помаду (вишневую, бордо).
Или очень светлую, бледную, чтобы подчеркнуть загар (он тогда как раз вошёл в моду) Но каким бы ни был цвет помады без сердечка (бантика) на верхней губе обойтись никак нельзя.

Весь эмоциональный образ двадцатых годов – резкий и нервный.
И макияж соответствующий, взбудораженный и очень контрастный.
Прическа, характерная для стиля 20-х годов, —
паж, «детская» головка, «прилизанные» волосы, а так же спущенные на лицо волны.

Эти слова принадлежат Мэри Гарден (1874 – 1967), известной певице того времени, которая опубликовала в журнале Pictorial Review (апрель 1927 года) статью под названием «Зачем я постриглась». Никогда еще в истории Европы женщины не стриглись так коротко – обнажая затылок и создавая на висках либо гладкую большую волну – как в стрижке «паж» – либо много маленьких кудряшек.



Женская стрижка шокировала, вызывала возмущение, повергала в ужас.
Священники в проповедях призывали прихожан противостоять дьявольской напасти;
находились врачи, которые уверяли, что стрижка ведет к облысению;
хозяева магазинов увольняли продавщиц, если те осмеливались стричься.


Но женщины продолжали следовать моде; парикмахерские открывались одна за другой, а их владельцы процветали.

В ту декаду модниц Европы захлестнула мода на экзотику.

Вера Фокина в костюме Шахерезады
http://silvercoffee.ru/ar>ticlesmoda_20_godov.prin>t.html


Раскопки гробницы фараона Тутанхамона вызвали настоящее помешательство — египтоманию. Рисунки лотоса, скарабеев, Клеопатры были везде. Геометрические женские стрижки, напоминавшие египетские парики, платья удлиненного силуэта, орнаменты, найденные в погребальных камерах гробницы, силуэты костюмов и древнеегипетские украшения стали копировать модные журналы, ювелиры и модельеры.

Египетские мотивы были особенно популярны в стиле «ар деко».


...«Ар деко» был эклектичным стилем, смешивающим геометрические формы кубизма и абстракционизма с африканской экзотикой, стилизованные формы в духе «ар нуво» с искусством Древнего Египта, самые дорогие традиционные материалы с новационными.

 



справа - танцовщица Кира Аланова

Ар Деко современно и смело сочетал в себе восточные мотивы, элементы старины, модерн, русский конструктивизм, абстракционизм, кубизм.



В интерьере Ар Деко использовались самые разные декоративные элементы, яркие и дерзкие и в тоже время виртуозно подобранные цветовые сочетания, этнические и геометрические узоры, дорогие, современные материалы, такие как слоновая кость, крокодиловая кожа, редкие породы дерева, серебро, а иногда и алюминий.
Экзотический и яркий, стиль Ар Деко, вызывающий, как восторг, так и критику очень быстро покорил мир, современные дизайнеры до сих пор черпают из него творческие идеи.

 
Дамы в костюмах ар-деко

Китайский стиль был одним из таких экзотичных стилей 1920-х гг.
Китайские декоративные собачки, китайские кимоно дома и зонтики на улицах были непременным дополнением модного костюма.




Также в те времена был популярен «Русский стиль».
Эмигранты из России внесли свой колорит в модные тенденции Франции.
Отличительный признак — плотный слой румян и... и все, больше ничего не нужно.
В западной моде 20-х годов появляется и обретает всемирную любовь модная деталь, заимствованная из русского костюма – кокошник. В Америке и Европе начинают носить головные украшения в форме кокошника-венца.



Русский стиль – это платья-рубашки с вышивкой, напоминающей узоры крестьянских полотенец и драгоценные украшения византийских одежд, пальто с меховой отделкой.
Русский кокошник был одним из самых модных головных уборов (!)

Ранее стиль вдохновлялся красочными костюмами «Русских сезонов», а после войны его популярности способствовала эмиграция из большевистской России - эмигранты шили и вышивали платья и белье, делали бижутерию и сумки, расписывали шелковые шарфы и шали. 1921г. - пик популярности «русских» вышивок.
В Париже, Берлине, Лондоне и других центрах эмиграции были открыты русские дома моды.



Этот стиль получил признание на Всемирной выставке декоративного искусства в 1925 г. в Париже – там экспонировались шали, гобелены, сумки,пояса, отделки к платьям и пальто художницы-эмигрантки Маревны, Золотой медалью был награжден Дом русских вышивок «Китмир», а Гран-при была присужден моделям Н.П.Ламановой в павильоне СССР.

В 1919 г. в России создаются «Мастерские современного костюма» (которые возглавила Надежда Ламанова), разрабатывающие унифицированные формы костюма - в них собирались одеть всю страну в светлом коммунистическом будущем.
Шили одежду из полотенец, одеял, домотканой ткани – обычной ткани было не купить.

 

В 1921 году в СССР было популярно движение «Долой стыд», члены которого расхаживали по городам нагишом или прикрывшись только узким шарфом на бедрах с надписью «Долой стыд!».
Но попытка отказаться от «буржуазного мещанства» (одежды) в холодной России не удалась. Напротив, был остромоден мех – те, кто не мог его себе позволить, использовали мех кошки, под который «для придачи ему пышности» подшивали ватные валики.

На моду в СССР в период НЭПа большое влияние оказало авангардное искусство — от футуризма и кубизма до абстракционизма.
Это проявилось прежде всего в популярности геометрического орнамента.

Платья с абстрактным декором и ткани с беспредметными рисунками были самыми модными.
В 1920 г. супрематизм выразился в моде в виде орнамента на поверхности предметов — стен, посуды, тканей, одежды.
Изготавливались ткани по эскизам К. Малевича и других художников с «супрематическими узорами».




Особая тема — декор в костюме конструктивистов.
Пытались установить новые формы одежды – и мужские и женские – как правило, на основе верхней русской рубашки.
Если господствовавший на Западе стиль «ар деко» был ориентирован на украшение вещи, то функционализм в СССР декларировал отказ от декора вообще – в его традиционном понимании.
Главным направлением в советском дизайне 1920-х г. стала разработка функциональной рабочей одежды.



Всю одежду конструктивисты поделили на две группы: прозодежду, т.е. одежду для работы, различающуюся в зависимости от вида работы, испецодежду, предназначенную для работы в особых условиях.

Обычный, накладной декор в т.н. прозо-одежде заменили декором-конструкцией: декоративную роль стали играть подчеркнутые конструктивные линии, швы, детали контрастного цвета, канты, застежки, карманы.
В бытовой одежде была напрочь упразднена отделка – защипы, складки, манжеты – все то, что требовало излишка ткани.
...Новая мода – фасоны и декор – как и на Западе, основана на чистой геометрии.


Лиля Брик (А. Родченко, 1924)

В годы НЭПа в советскую моду проникает западный стиль «ар деко» и тенденция к унисексу – женщины активно использовали короткие стрижки, брюки, гимнастерки, почти все курили.


Очерк о газете. Тетя Поля-курьерша (В.Степанова).
(А. Родченко, 1928)

«Знаменитый портрет» - Варвара Степанова
(А. Родченко, 1928)

Кинорежиссер Эсфирь Шуб
(А. Родченко, 1924)
(Родченко и многие другие фотоклассики)
Активно выпускались советские журналы мод, свободно можно было купить западные – но уже в конце десятилетия власть ввела информационную блокаду и СССР на долгие годы оказался отрезанным от новинок мировой моды.


Лиля Брик в турне на автомобиле Маяковского "Рено"
(А. Родченко, 1929)

Русский стиль и парижский шик, соединившиеся в 20-е годы стали красной нитью в моде десятилетия. Этот уникальный модный период, во многом сформировался под влиянием двух гуманитарных катастроф – первой мировой войны и грянувшей в России революции.


Русские эмигрантки за изготовлением зонтиков

Знаменитые дома моды 20-х годов такие как «Шанель», «Люсиль», «Люсьен Лелонг», «Поль Пуаре», «Агнесс», «Мартиаль и Арманд» «Дреколь» и многие другие создавали модели «а-ля-рюс». Самые именитые кутюрье того времени сотрудничали с русскими мастерицами, использовали их в своих мастерских, покупали их изделия, а иногда и попросту заимствовали их идеи.

«Ревущие двадцатые», «Золотые двадцатые», «Безумные двадцатые» - это годы переполненные стилем, утопающие в новизне, изменившие представление о женственности. Годы, положившие в сокровищницу мировой моды огромное количество новаторских идей, ставших со временем вечными ценностями.
http://casual-info.ru/mod>awardrobe/detail.php?ID=>2152

((с) Евгения Ласкина)

1 комментарий: